медицинский каталог




Технология медицинской реабилитации

Автор И.И.ГУЛЕВИЧ

РЕФЕРАТ "ТЕХНОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ"

ВЫПОЛНИЛА СЛУШАТЕЛЬ КУРСА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И РЕАБИЛИТАЦИИ ГУЛЕВИЧ И. И.

МИНСК, 2008 г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель Государственной политики Беларуси в отношении больных и инвалидов - осуществление эффективных мер по предупреждению инвалидности, их реабилитация, обеспечение равными (со здоровыми людьми) возможностями, равноправного участия в жизни общества.

Каждый гражданин, при необходимости, имеет право на гарантированную помощь со стороны государства в области медицинской реабилитации, профессионального образования, содействия трудовой занятости, других мер, направленных на их социальную интеграцию.

Реабилитация осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР), которая определяет конкретные объемы, виды и сроки проведения реабилитационных мер и является документом обязательным для исполнения соответствующими реабилитационными организациями, оказывающими медицинскую, медико-профессиональную реабилитацию, социальную помощь и защиту.

Разработанные ранее бланки ИПР больного и инвалида и показатели, формирующие их, не предусматривают содержание параметров, характеризующих медико-социальный статус реабилитанта, его потенциальных возможностей к реабилитации (уровень реабилитационного потенциала), спектра реабилитационных мероприятий, возможных для исполнения организациями здравоохранения; показателей минимальных стандартов в назначении мер профессиональной, трудовой и социальной реабилитации. Это вызвало необходимость создания нового документа, ориентированного на современные нормативные, правовые акты в сфере гарантий представления больным и инвалидам реабилитационных услуг, их объема, расширения сети учреждений реабилитации (различного ведомственного подчинения) и взаимовозможностей их действия, обеспечивающих преемственность и этапность реабилитационных мер.

Отсутствие конкретных мер по профессиональной реабилитации в бланке ИПР составляемых МРЭК, является причиной продления периода инвалидности и пенсионирования лиц, способных вследствие реабилитации восстановить профессиональную пригодность и экономическую самостоятельность.

Разработана технология формирования и реализации ИПР, предусматривающая оказание больному и инвалиду всех видов реабилитации: медицинской, медико-профессиональной, профессиональной, трудовой, социальной.

Разработанная технология выполнения ИПР позволяет формировать программу реабилитации с назначением всех видов и объемов реабилитаций, гарантированных законодательством, координировать и контролировать динамику выполнения назначенных видов реабилитационной помощи.

Использование технологии реализации ИПР будет способствовать более активному восстановлению трудоспособности и экономической независимости больного человека.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Индивидуальная программа медицинской реабилитации (ИПМР) больного заполняется на пациентов амбулаторных лечебно-профилактических организаций и амбулаторных центров медицинской реабилитации, у которых вследствие заболевания или травмы имеются ограничения жизнедеятельности ФК1 и выше.

ИПМР не заполняется:

-на больных без ограничений жизнедеятельности, нуждающихся в "долечивании"(на них составляется план лечения и реабилитации в медицинской карте амбулаторного больного);

-в амбулаторных республиканских, областных и районных консультативных центрах (указывается программа реабилитации больного в консультативном заключении);

- в стационарных отделениях реабилитации или в общих стационарах, в которых выделены реабилитационные койки на функциональной основе (в медицинской карте стационарного больного выделяется отдельный лист, на котором указывается объем реабилитационных мероприятий), по при выписке из стационарного реабилитационного отделения заполняется «Карта учета информации по реализации индивидуальной программы медицинской реабилитации больного», которая передается в отделение медстатистики.

На этапе медицинской реабилитации технология реабилитационного процесса начинается и заканчивается экспертной оценкой объекта реабилитации. Это положение, а также общность теоретической концепции реабилитации и медико-социальной экспертизы (МСЭ) позволяют заимствовать большой практический опыт МСЭ по ранжированию степени выраженности нарушенных функций.

В клинической практике в настоящее время получило распространение понятие функциональный класс (ФК). ФК может отражать состояние функции или состояние другого физиологического параметра, например, физической работоспособности. ФК удобно ранжировать но 5-балльной шкале, принятой за 100%. ФКО характеризует нормальное состояние параметра, ФК 1 —легкое его нарушение (от 1 до 25 %), ФК 2 - умеренное (от 26 до 50%), ФК 3 - значительное (от 51 до 75%), ФК 4 -резко выраженное или полное нарушение данного параметра (от 76 до 100%)). Преимуществом ФК является универсальность этого понятия, возможность цифрового выражения и краткость, что более удобно, чем словесное ранжирование степени нарушенных функций.

Специалисты ЛПО при составлении ИПМР используют выше указанный критерий для определения степени выраженности каждой категории жизнедеятельности, согласно методическим рекомендациям "Оценка критериев жизнедеятельности и эффективности реабилитации" - Мн., 1995.

После оценки степени выраженности ограничений жизнедеятельности оцениваются оставшиеся резервные возможности реабилитанта, т.е. реабилитационные потенциал (РП) и его реабилитационный прогноз.

РП — интегральный показатель, учитывающий резервные возможности различных органов и систем организма, потенциал личности больного и влияние среды его обитания на процесс восстановления функциональных возможностей, повседневной деятельности и профессиональной пригодности больного.

РП характеризует возможности реабилитации в целом. В соответствии с задачами реабилитации он может быть разделен на несколько составных частей: потенциал восстановления и компенсации нарушенных функций, потенциал восстановления основных способностей к повседневной деятельности - бытовой активности, потенциал восстановления способности к профессиональному трупу.

Наряду с РП оценивается реабилитационный прогноз - РПр. Под РПр понимают прогнозирование возможности реализации РП. Для конкретизации реабилитационного прогноза целесообразно определять его дифференцированно по отношению к отдельным составным частям РП;

  • прогнозирование восстановления нарушенных функций - соответствует клиническому прогнозу и зависит от факторов, его определяющих;
  • прогнозирование восстановления способности к труду, т.е. трудовой прогноз;
  • прогнозирование восстановления повседневной деятельности - социально-бытовой активности.
  • восстановительную терапию - использование психотерапевтической помощи, кинезотерапии, массажа, иглорефлексотерапии, грязе- и бальнеотерапии, трудотерапии, предоставление логопедической помощи и др.
  • реконструктивная хирургия, как метод оперативного восстановления включает в себя методики косметологии, органовосстанавливающей хирургии.
  • Профессиональная экспертиза.
  • Профориентация:
  • определение профессиональных намерений;
  • подбор доступной профессии для трудоустройства и обучения;
  • подбор доступных и показанных условий труда;
  • формирование программы профреабилитации, включающей рекомендации по трудовой занятости, профессиональному обучению, уровню доступного профобразования, режиму обучения, труда, необходимости трудовой реабилитации создании специальных условий труда или обучения, адаптации к профессиональному труду, условиям труда, рабочему месту с указанием срока реализации мер реабилитации и мер содействия для их исполнения;
  • формирование рекомендаций к рабочим нагрузкам, условиям, режиму труда для больных и инвалидов с вынужденным (по состоянию здоровья) перерывом в работе;
  • оценке профессионально-трудовых факторов СП, включающей определение характеристик интегральной реакции организма инвалида па трудовую деятельность, оценку их значимости для трудовой деятельности и возможности ее продолжения, определение возможности адаптации к труду, возможности поддержания адекватного состояния к профессиональным производственным нагрузкам, прогнозированию профессионально-трудовой деятельности;
  • оценке образовательного статуса реабилитанта, включающей комплексный анализ социальных характеристик, связанных с образовательной деятельностью, основных характеристик образовательной деятельности, а также определение соответствия требований, предъявляемых к определенным способностям инвалида в процессе обучения и профессионального труда, его профессионально значимым дефектным (нарушенным) и психо-физиологическим функциям:
  • информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов;
  • обучение инвалида самообслуживанию, включая навыки персонального ухода (возможность соблюдения личной гигиены, пользования одеждой, приеме пищи, осуществлять контролируемую экскрецию, организации сна и отдыха в постели);
  • адаптационное обучение семьи инвалида, которое должно обеспечивать информирование, консультирование и обучение семьи инвалида по различным вопросам: характер течения заболевания инвалида, возникающие ограничения жизнедеятельности, связанные с ними социально-психологические, физиологические и экономические проблемы; виды и формы социально-бытовой помощи инвалиду, виды технических средств реабилитации и особенности их эксплуатации; виды реабилитационных учреждений, их местоположение и спектр оказываемых ими услуг и т.д.;
  • обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации, обеспечивающее соответствие эргономических требование физическим и психофизиологическим потребностям инвалида;
  • организацию жизни инвалида в быту с архитектурно-планировочным решением проблемы адаптации жилого помещения к потребностям инвалида, оснащением техническими средствами реабилитации, перепланировкой жилых помещений;
  • обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации с подбором технических средств в соответствии с медико-социальными показаниями, доставкой технического средства, его сервисным обслуживанием.

- мероприятия по социально-средовой ориентации:

психотерапию;

психологическое консультирование;

обучение социальным навыкам;

обучение социальному общению;

оказание помощи в решении личных проблем;

консультирование но правовым вопросам;

При формировании программы социальной реабилитации определяются; исполнитель (наименование учреждения); форма реабилитации (амбулаторная, стационарная, пансионат, отделение дневного пребывания, клубная); сроки выполнения (даты начала и окончания реабилитационного мероприятия); объем (содержание и количество реабилитационных мероприятий); прогнозируемый результат (возможность компенсации ограничений жизнедеятельности, достижение самообслуживания, самостоятельного проживания, интеграции в общество).

Координировать деятельность по разработке и реализации ИППР, ИПСР инвалида должны органы труда и социального развития.


[каталог]  [статьи]  [доска объявлений]  [обратная связь]


Химический каталог Rambler's Top100

Copyright © 2009
(19.09.2017)