![]() |
|
|
Альтернативная медицина. Народная медицина сегодняСмоленская государственная медицинская академия Кафедра философии Курс истории медицины Реферат по «Истории медицины и сестринского дела» - Альтернативная медицина. Народная медицина сегодня. Студентка 2гр., 1курса сестринского факультета Сидоренкова Ирина Владимировна преподаватель Коноплева Е.Л г.Смоленск ПЛАН РЕФЕРАТА. I.Направления медицинской деятельности как альтернатива медицине классической. II. Истоки народной, традиционной медицины. III.Традиционные, народные, нетрадиционные направления медицины. 1. Самобытная культура врачевания России. 2. Восточные направления традиционной медицины.
3.Шаманская целительная система. 4.Хилеры – представители народной медицины Филиппин. 5. Лечение наложением рук. 6. Выкатывание – метод действительно народный. 7. Зоотерапия. 8. Фитотерапия. 9.Минералотерапия IV. Взаимодействие между народной, традиционной и научной медициной. V. Литература. I. Направления медицинской деятельности как альтернатива медицине классической. Долгое время у нас в стране существовала только одна медицина — классическая. Все остальное, что делалось помимо нее, называлось знахарством, связывалось с оккультизмом или магией. Но в мире все меняется. Вот и медики-ортодоксы все чаще стали узнавать, что применение тех или иных «бабушкиных средств» приносит результаты, о которых они могли только мечтать. Сначала негласно, чисто из любопытства, а потом все активнее и активнее такие средства начали изучаться. Методам их применения уже стали даваться объяснения с чисто научной точки зрения. Было также замечено, что сочетание этих методик с классической медициной дает особо положительные результаты. Теперь уж отовсюду стали извлекаться чудом уцелевшие книги с рекомендациями и советами лекарей предыдущих веков, к старинным рецептам начали относиться с большим вниманием, а использовать их в качестве подручных средств стало даже модным. Таким образом, методики, применяемые нашими предками, получили второе рождение и определенный статус. А поскольку они информацией и корнями своими исходили из народа, то и получили обобщенное название народной медицины. Но этот термин просуществовал не долго (хотя и сейчас он с определенной смысловой направленностью используется в обиходе). Учеными мужами было решено, что уж если данная медицина используется врачами, то называть ее народной (то бишь применяемую только народом) ну никак нельзя. Поэтому она была срочно переименована в нетрадиционную. Однако и этому названию суждена была короткая жизнь. Какая же она нетрадиционная, когда корнями своими уходит в традиции народа? Пусть, в таком случае, классическая медицина называется ортодоксальной, а вот эта народно-нетрадиционная — традиционной. Так термин «традиционная медицина» вошел в наш лексикон и по сей день функционирует в качестве определения средств и методик, которые по тем или иным причинам не вошли в перечень официально признанной медицины. Можно считать вполне логичным подразделение всей так называемой «нестандартной» (не ортодоксальной, не классической) медицины на три направления: — народное — широко используемое народом в целительской практике; — нетрадиционное — используемое ограниченным кругом посвященных (магов, хилеров, шаманов и т.п.); — традиционное — охватывающее все применяемые методы целительства и лечения, основанные на методиках и практиках, уходящих своими корнями в глубь веков. Надо сказать, что черта между ортодоксальной и традиционной медициной весьма и весьма расплывчата. Возьмем, к примеру, гомеопатию. Она, как это ни парадоксально, включена в список традиционной медицины. Действительно, существование принципа «клин клином вышибают» упоминался еще врачами древности (Парацельс, Гермес), а именно он заложен в гомеопатии, означающей в переводе «подобие болезни». Но ведь самой-то гомеопатии нет и двух веков и создана она практически современной наукой. В традиционную медицину попали и такие направления, как уже давно признанные рефлексотерапия и мануальная терапия, а фитотерапия постоянно кочует из одной медицины в другую. Существует трудность в определении направлений медицины и методик. Понятно, что направление — слово более емкое, включающее в себя ряд методик и техник применения. Но некоторые направления бывают довольно узкими, конкретными и содержат только одну методику. С другой стороны, случается, что в отдельной методике появляются нюансы ее применения, признающиеся самостоятельными методами, и первоначальная методика тут же приобретает статус направления. Для примера возьмем классическую акупунктуру. Обычно она считается методикой рефлексотерапии. Но за последнее время в ней появилось столько ответвлений и своих методик, что ее с тем же успехом можно называть и самостоятельным направлением традиционной медицины. Некоторые направления или методики традиционной медицины еще не обозначены специалистами четкой терминологией и не разграничены по сущности их использования. К примеру, возьмем акватерапию и водолечение. По своей сути эти понятия — одно и то же. Но им дается совершенно разная интерпретация, поскольку они представляют методики, совершенно различные по технике исполнения и направленности. Это происходит оттого, что современная ортодоксальная медицина еще не классифицировала отдельные ответвления от своих основных терапевтических направлений. Возможно, причина тут в большом их количестве, иногда в «узкой направленности», а также в разнообразности их трактовки и способов применения отдельными медицинскими и оздоровительными центрами. Поэтому названия некоторых направлений зачастую носят «самодельный» характер, определяемый практикующими данные методики центрами. К примеру, можно ли отдельно писать о дендротерапии или друидотерапии? Нигде в справочных материалах официальной медицины не говорится о том, являются ли такие методики самостоятельными или лишь составными частями ставшей уже классической фитотерапии. Более того, в различных изданиях данные термины порой радикально отличаются друг от друга по самому понятию, не говоря уже о конкретно применяемых в них терапевтических средствах. К примеру, друидотерапию определили как обобщенную методику воздействия деревьев на состояние человека (в частности, на природе), а дендротерапию — как лечение с помощью деревянных плашек, поленьев, специальных приспособлений и т.п. (фрагментов тех же деревьев). Некоторые терапевтические направления практически неизвестны широким слоям населения. Они пока не признаны официальной медициной не потому, что вредны или противоречат ее канонам, а просто из-за малого их развития и применения. Возьмем, например, методику лечения вином. Известна она с древности: в исторических анналах неоднократно упоминается о лечебных свойствах различных вин, даже даются рекомендации и дозы их терапевтического использования. Во Франции и ныне профилактика и лечение вином считается одним из основных направлений народной медицины. Самую низкую в мире заболеваемость французов онкологическими заболеваниями чаще всего объясняют именно постоянным приемом в небольших количествах этого напитка. У нас же данной методики практически нет. Может, это и оттого, что наш человек не знает меры и какое-либо ограничение потребления вина ему противоестественно. Поэтому даже названия этой методике у нас нет. Еще более показателен пример с зоотерапией. Она вроде и есть, но в то же время ее и нет. Ни один медик не скажет, что общение, к примеру, с собакой или кошкой вредно. Более того, печатается немало статей, брошюр и даже книг, проповедующих пользу общения с животными. Но медики верят только четким и реальным результатам опытов и исследований, а провести их с животными в клинических условиях весьма затруднительно. Поэтому основные усилия по выявлению положительного (в основном биоэнергетического) воздействия животных на человека чаще ложатся на энтузиастов-биоэнерготерапевтов, и классических трудов на эту тему пока не написано. Психологи же, хоть и признают несомненную пользу общения с животными (в частности, успокаивающее воздействие на человека аквариума с рыбками и мн.др.), не выделяют это направление в отдельную дисциплину. Любопытны такие направления, как иппотерапия и дельфинотерапия, которые хоть и редки в нашей стране, но уже получили достойное признание за рубежом. Но опять-таки их названия пока весьма условны и ждут своего научного определения. Определения и четкая классификация направлений традиционной медицины еще ждут своих серьезных разработок. II. Истоки народной, традиционной медицины. Итак, корни медицины уходят в глубь веков. Народная медицина с ее знанием целебных свойств растений, объектов животного происхождения и минерального сырья с ее выверенными рецептами, приемами лечения и ухода за страждущими возникла из потребности людей на самой заре их существования. Эта потребность – борьба с болезнями, поиски исцеления. Совсем недавно были обнаружены остатки пыльцы лекарственных растений даже в неандертальском захоронении мустьерском гроте Шанидар в Ираке. Когда возникли первые зачатки медицинской помощи, врачевания — доподлинно неизвестно. Самая распространенная версия — одновременно с возникновением человека, т.е. за несколько сотен тысяч лет до нашей эры, в начале четвертичного периода в истории Земли. Эту гипотезу не раз высказывали не только специалисты- историки, но и медики. Так, великий физиолог И.П. Павлов писал, что «медицинская деятельность — ровесница первого человека», «было бы несправедливо считать историю медицины с письменного ее периода» Таким образом, первые признаки медицинской помощи обнаружены в период первобытно-общинного строя, в истории которого выделяют эпоху первобытного человеческого стада (нижний палеолит) и эпоху первобытно-родовой общины (верхний палеолит и неолит). Медицина первобытных общин заслуживает серьезного внимания и изучения. Поскольку именно тогда возникла и стала развиваться народная медицина, которая в настоящее время получила широкое признание, а ее средства используются для лечения и профилактики болезней. По мере накопления чисто эмпирическим путем знаний и навыков врачевания, т.е. лечения и даже предупреждения заболеваний и повреждений, и их применения на практике перед человеком неизбежно начал возникать вопрос о причинах болезней. В большинстве зарубежных источников, рассказывающих об этом этапе истории, утверждается, что сразу же, чуть ли не в период палеолита, появились представления о каких-то чуждых человеку магических силах, таинственных существах (демонах и т.п.), которые вызывают болезни, особенно если человек не подчиняется их влиянию, не желает их умилостивить и т.п. Таким образом, магическая медицина родилась вместе с первыми зачатками эмпирической народной медицины. Наряду с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. И те и другие формируют врачевание, которое не ограничивается лишь эмпирическими приемами и навыками в лечении и профилактике заболеваний, но и пытается постичь причины болезней. По мере своего развития народная медицина накопила не только обширный и еще не изученный арсенал лекарственных средств и приемов врачевания (некоторыми из них пользуются до сих пор; взять, к примеру, целебные растения: болеутоляющие — пасленовые и др; сердечно-сосудистые глюкозиды — наперстянка, пустырник, валериана и др.; при лечении заболеваний кожи чистотел и др.; наркотические — мак, табак, гашиш и др.), но и медицинские термины, понятия: у славян — лихорадка, ее разновидности, желтуха, рак, грыжа, прострел, паралич и др. Лихорадки называли дочерьми Ирода, и по отдельным симптомам их нарекали: трясуха, огнея, ледея, гнетея, грудея, глухея, ломея, пухнея, желтея, корчея, глядея, невея (мертвичка). С древности сохранились приемы лечения, используемые в народной медицине, кровопускания, повязки и шины при лечении ран и переломов, даже операции кесарева сечения, трепанации черепа и др. С понятием народная медицина связано и представление о народной гигиене, отделение которой от медицины — условное, так как традиции, правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, загрязнения почвы и, что особенно важно, недоброкачественного питания вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и для профилактики болезней. Издревле выделяют даже такой раздел медицины, в том числе народной, как диететика. Б.Д. Петров, уделявший большое внимание изучению народной гигиены, полагал, что она возникла раньше народного врачевания — лечения болезней. Люди в первобытных общинах учились «сохранять здоровье доступными средствами — в позднейшие периоды соблюдением правил личной гигиены (мытьё рук, тела, первые бани и т.п.), потреблением чистой воды, приготовлением на огне пищи, соблюдением чистоты в одежде и жилищах, запретом беременным тяжелой работы, мытьем и пеленанием детей и пр.» Народная гигиена, как видим, охватывает широкий круг знаний и навыков, показывает разнообразие, богатство и ценность опыта народа, отражая разнообразный опыт народа в обычаях, порядке жизни, приемах обработки пищи и защиты от болезней, особенностях строения жилищ и многом другом. Эта область народного опыта заслуживает пристального внимания, позволяет выявлять ценные традиции. Почти каждый народ — и большой и малый — находил свои способы врачевания, лечил себя по-своему. Китайцы — не так, как индейцы, индейцы — не так, как русские. Этот многообразный опыт не смог бы уместиться в сотнях томов. Народная медицина разных стран привлекает все большее внимание врачей, понимающих, что не целесообразно пренебрегать богатой эмпирикой, зарекомендовавшей себя в течение веков. III. Традиционные, народные, нетрадиционные направления медицины. В каждом регионе земного шара народная медицина имеет свои особенности, свои традиции, которые передаются от поколения к поколению. 1. Самобытная культура врачевания России. На громадных, поистине беспредельных просторах России, в гуще ее талантливого народа много веков назад родилась и по сей день живет великая, ни с чем не сравнимая самобытная культура врачевания. В России издавна широко применяли лекарственные препараты природного происхождения. Существовали специальные руководства— травники, которые закрепляли опыт лечения различными травами. Русские врачи положительно его оценивали, считая Природу отличным целителем, а ее лекарственные растения — надежным и действенным средством лечения самых разных заболеваний. Роль растений для человека бесценна. Согласованность между нашим организмом и растительным миром чрезвычайно велика. Понадобились тысячи и тысячи лет, прежде чем эти праорганизмы дали две ветви живого. По одной из них пошло развитие растительного мира, по другой — животного и в конечном счете человека. Это древнейшее родство, лежащее в основе близости человека и растения, можно проследить и сейчас по особенностям составных химических элементов и целых молекулярных комплексов, находящихся в животных и растительных тканях. Преемственность между растением и человеком и в пище, ведь вся она состоит практически из растительной основы. Первые письменные рецепты состава лекарственных трав были опубликованы в Изборнике великого князя Святослава Ярославовича (1073), затем появилась книга внучки Владимира Мономаха — Евпраксии, она же Мстиславна, под названием «Мази», в которой не только описывались травы и состав рецептов, но подробно повествовалось о лечении «наружных» заболеваний (болезни кожи) и полости рта. Позднее Петр I во всех крупных городах при военных госпиталях создает казенные аптеки и аптекарские огороды. Лечение лекарственными растениями сохранилось до наших дней и активно используется в современной медицине. Немаловажное значение в традиционной медицине России придавалось костоправству или, как называют этот способ в наше время, мануальной терапии. Техника вправления вывихов в суставах, сопоставление костных отломков, устранение искривления позвоночника остались неотъемлемой частью общего лечения. Вакуумный массаж сейчас только входит в практику лечебных учреждений, а в Древней Руси лекари и знахари широко применяли его для восстановления функций желудка и кишечника. В разговоре о русских народных средствах и способах, помогающих сохранить и поддержать здоровье, никак нельзя обойтись без рассказа о нашей знаменитой на весь мир бане. В стародавние времена посещавшие Россию иностранцы изумлялись вековечному обычаю наших людей хлестать, тереть, терзать свое тело. «Это дикость, варварство!» — ужасались заморские гости. Сегодня уже точно установлено, что баня активизирует всю жизнедеятельность организма, поскольку смена тепла и холода отлично тренирует кровеносные сосуды. Баня улучшает качественный состав крови, стимулирует обмен веществ, усиливает окислительные процессы и деятельность желез внутренней секреции, Из-за резкого увеличения потоотделения усиливается выброс шлаков — вредных и ненужных продуктов жизнедеятельности организма. Ученые доказали, что баня успокаивает центральную нервную систему, улучшает работу печени, почек, кишечника, повышает аппетит — словом, действует целебно на организм, повышает его сопротивляемость ко многим болезням Русская баня с душистым настоем полевых трав, с хлебным или медовым запахом пара и похлестыванием березовым веником до сих пор остается лучшим средством от простудных заболеваний. 2. Восточные направления традиционной медицины. Из традиционных медицин, привлекающих наибольшее внимание, следует назвать восточную. Она достаточно цельной дошла до наших дней, имеет свою систему диагностики и лечения. Ее традиционные способы воздействия на организм человека (иглоукалывание, прижигание, массаж) и в наши дни не потеряли своего значения в общей системе лечения человека.
Наибольшего развития традиционная медицина Востока достигла в Китае. Китайская медицинская школа возникла в глубокой древности (Около 50 столетий назад) на дальнем Востоке на территории нынешнего Китая. В процессе познания мира и природы накапливались сведения о полезном и вредном для человека. Люди и в древности страдали и от туберкулеза, и воспаления суставов, ожирения, сердечных заболеваний, кариеса зубов и т.д. древние медики, наблюдая функции человеческого организма, отметили определенные системы взаимосвязей. Человек — часть природы и органично с ней связан. Климат, определенные нагрузки формируют биоритмы человека. Познав существование взаимной зависимости между явлениями природы и их взаимной обусловленности, древние врачи предположили, что организм человека живет и действует под влиянием тех же сил, которые господствуют в природе. Человеческий организм рассматривался не как нечто замкнутое в себе и обособленное от окружающего мира, но как сложная система, каждый из элементов которой функционально связан со всеми остальными. Считалось, что при заболевании человека в болезненный процесс неизбежно вовлекался весь организм и что при изменении функции и деятельности одного органа обязательно изменяются функция всех других органов и систем организма человека. Согласно теории китайской медицины равновесие между инь и ян соответствует нормальному функционированию человеческого организма. При утрате нормального взаимного уравновешивающего действия инь и ян возникают болезни. Болезнь рассматривалась как процесс, возникающий в результате нарушения нормальных взаимоотношений и взаимосвязей как в самом организме, так и между организмом и окружающей средой. С использованием модели инь-ян производится классификация важнейших структур и функций организма и объясняется их сущность и взаимосвязь между ними. В организме нет изолированных подсистем. Все они привязаны одна к другой и действуют согласованно. О взаимосвязи физического и психического говорилось: «Здоровый человек — это не только тот, кто не болеет, но и тот, у которого тело и дух находятся в гармонии. Счастливый человек — здоровый человек». Таким образом, болезнь — это развитие борьбы между силами сопротивления организма и болезнетворной причиной, которая, в свою очередь, может быть внешней (климат, инфекция и др.), внутренней (пища, вода, эмоции и др.) или повреждением (ожоги, ранения, травмы). В задачу врача входило помочь организму в этой борьбе. Диагностика китайской медицины включает в себя в первую очередь четыре метода исследования: осмотр (ван), прослушивание и исследование на запах (вэнъ), опрос (венъ), ощупывание (че). Основные черты этих четырех диагностических направлений являются общими для китайской и западной медицины. Лишь диагностика по состоянию языка и пульсовая диагностика обладают специфическими особенностями, связанными с развитием китайской медицины и является одинаково важным как для применения акупунктуры, так и для китайской лекарственной терапии. Диагностика всегда исходит из основополагающих теоретических представлений китайской медицины «Цигун»— это искусство укрепления здоровья, практикуемое в Китае. Китайским словом цигун называют систему упражнений, направленных на регуляцию ци (первая часть слова) — жизненной биоэнергии организма, вторая часть слова — гун, то есть работа. Иными словами, цигун означает работу с ци. Можно выделить три направления в цигун: лечебное, оздоровительное и боевое. «Ицзин»-психотерапевтический метод, основанный на китайской Книге Перемен («Ицзин»). Основополагающим ядром «Ицзин» является теория, что вообще все жизненные ситуации по своей структуре и логическому способу их решения разделяются на 64 варианта, которые на протяжении жизни в разной последовательности многократно сменяют друг друга. В данном случае чтобы оказать необходимое содействие человеку, необходимо установить, в каком именно кризисе он находится, и помочь ему через самостоятельную работу с текстами-афоризмами Книги осмыслить свою ситуацию, проблему найти конкретные пути ее решения. По разным версиям «Ицзин» существует от 3 до 5 тысяч лет. Она аккумулировала в себе многовековой опыт китайского народа, сумевшего на протяжении тысячелетий сохранить свою жизненность и самобытность. Первоначально нашими современниками она считалась книгой для гаданий, но в дальнейшем были открыты ее более глубокий смысл и предназначение, Впервые к «Ицзин», как к способу психотерапевтического воздействия обратился известный швейцарский психиатр, основатель аналитической психологии К.Г.Юнг. Весь текст «Ицзин» состоит из 64 гексаграмм, фигур, состоящих из 6 расположенных друг над другом горизонтальных черт (целых или прерывистых). Каждая из гексаграмм имеет свое название-определение, представляющее собой наиболее общий «диагноз» проблемы-ситуации Каждую гексаграмму сопровождает древний афоризм, своеобразная притча из 7 строф, в которой дается общая оценка ситуации и 6 поэтапных рекомендаций по ее разрешению Терапевтическая (консультативная) работа c Kнигой Перемен протекает в сотрудничестве с психотерапевтом (или психологом), а на отдельных этапах — самостоятельно или в группе. Начинается она обычно с pитуала «гадания» — выбора гексаграммы, подходящей в данное время для данного человека. Далее следуют творческая, трансовая работа с подобранной гексаграммой (с ее графическим изображением и древними образно-метафизическими текстами), написание притч или рассказов, мелодий, танец, пение, речитатив и др.
Еще в глубокой древности было замечено, что различного рода воздействия (удары, порезы, ранения, уколы, ожоги) на определенные участки тела человека приносят облегчение при ряде заболеваний, а порой даже излечивают от них. Собранные за многие столетия подобней рода знания сформировали лечебную систему, которая теперь известна как рефлексотерапия. Наука эта, зародившись более пяти тысяч лет назад и накопив в себе многовековой опыт врачей Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и других стран Востока, получила в наши дни мировое признание. Рефлексотерапия — наука, фундаментальные основы которой опираются на энергетикy. Энергетическое строение тела человека (как и любого живого существа состоит из ряда различных энергосистем. Между этими энергосистемами происходит взаимодействие по определенным законам, которые логически определяют необходимые методы лечения, направленные на восстановление энергетическою равновесия в организме. Само понятие рефлексотерапии носит собирательный характер и включает в себя большое количество различных лечебных приемов и методов воздействия на рефлекторные зоны тела человека и акупунктурные точки. Среди направлений рефлексотерапии наиболее известны следующие: — акупунктура классическая (иглотерапия) — воздействие на энергосистемы организма через акупунктурные точки с помощью специальных игл с проникновением их через кожные покровы; — микроиглотерапия — аналогичное применение игл малого размера, оставляемых в акупунктурных точках на длительное время (до нескольких суток); — аурикулотерапия — воздействие микроиглами на акупунктурные точки ушных раковин; — поверхностная иглорефлексотерапия — наложение тупых игл на большие участки кожных покровов; — акупрессура — воздействие на акупунктурные точки без повреждения целостности кожи (с помощью пальцев или специальных тупых массажных игл) — метод шиатцу — одна из разновидностей акупрессуры. Здесь воздействие оказывается надавливанием пальцами; — биоэнергопунктура — воздействие целителя биополем на определеные зоны тела человека; — термопунктура — воздействие на точки теплом (тлеющей сигарой из полыни). Иногда называется также прижиганием или прогреванием (название варьируется в зависимости от того, образуется ли пузырь от ожога или нет) — криорефлексотерапия (противоположное предыдущему) — воздействие холодом; —- фармакопунктура — воздействие на органы и системы организма с помощью микродозы медикаментов, вводимых в точки акупунктуры специальными полыми иглами; — вакуумрефлексотерапия — воздействие при помощи вакуумной аппаратуры на рефлексогенные зоны; — электропунктура — воздействие на акупунктурные точки электрическим током через электроды; — электроакупунктура — сочетанное методик акупунктуры и воздействием током через акупунктурные иглы; — электромагнитопунктура — воздействие на точки различными магнитными полями в сочетании с электрическим током; — магнитопунктура — методика воздействия на акупунктурные точки постоянным или переменным магнитным полем. Разновидностей такого применения очень много; — лазеропунктура — воздействие на акупунктурные точки лазерным лучом. В последнее десятилетие это направление рефлексотерапии получи наиболее широкую популярность. Иногда в данной методике используется инфракрасное излучение; — ультразвуковая рефлексотерапия — воздействие на акупунктурные точки с помощью ультразвука; — светопунктура — воздействие на точки различными пучками света — металлотерапия (или цубо-терапия) — наложение на точки акупунктуры металлических пластинок или шариков; — апирефлексотерапия — воздействие на точки акупунктуры укусами пчел; — гирудорефлексотерапия — наложение на точки акупунктуры медицинских пиявок; — аппликационная рефлексотерапия — воздействие на точки акупунктуры аппликациями различных веществ; — Су-Джок акупунктура — метод, использующий для воздействия на акупунктурные точки стоп и кистей; — в перечень рефлексотерапевтических методов воздействия входит так называемая мануальная рефлексотерапия; — в последние годы разработан и получил весьма широкое распространение метод биорезонансной терапии, в основе которого лежит нейтрализация и устранение чужеродных информационно-энергетических образований; — существует и ряд других методик, использующих в своей практике точки акупунктуры (в частности, гомеопатия). Часто эти точки используются также для втирания в них целебных или согревающих мазей. Энергетическое строение всех живых существ является лишь небольшой частью энергетического строения Вселенной, с которой оно находится в абсолютной взаимосвязи. Древние врачи установили закономерности, управляющие живыми существами, факторы, влияющие на нормальное развитие энергетических процессов, и причины, способные нарушить энергетическое равновесие. Знание и соблюдение этих правил обеспечивают здоровье. Игнорирование же и нарушение их приводит к болезням. Расширение знаний современного врача об основах древневосточной диагностики, принципах и приемах лечения дает ключ к возможности правильного сопоставления современного диагноза и древневосточного диагноза, с которым в традиционной медицине связаны рекомендации по применению приемов традиционных восточных медицинских знаний, а также позволяет оценить медицинскую наблюдательность и мудрость основоположников древневосточной медицины. 3. Шаманская целительная система. Стремление изгнать из тела больного дух болезни породило целое направление культовой практики – шаманизм. Это древнейшая форма человеческих знаний, которая, вобрав в себя лучшие традиции предшествующего ей тотемизма, оформилась в философскую систему в период мезолита (9-12 тыс лет назад). Эти знания являются общечеловеческим достоянием, т.к. практически все народы Земли прошли данным путем или продолжают идти до сих пор. По современным представлениям шаманизм никогда не подразумевал под собой веру в то или иное божество, а основывался на внутренних переживаниях в ходе экстатического состояния. Одной из отличительных черт шаманизма являются трансовые состояния, в которые вводит шаман себя, а при необходимости и окружающих. Следуя мифологии, искусству погружения в транс научил людей Первый (Небесный) Шаман. Он был зачат от Духа-Птицы, вошедшего в чрево земной женщины, а когда вырос, стал проповедовать новое учение о Мире, согласно которому каждый может стать творцом своей собственной судьбы и освободиться от законов земного бытия. Он говорил людям, что все их невзгоды и болезни идут от незнания и от неправильного образа жизни, вытекающего из этого незнания. Тело, душа и дух неразрывно связаны друг с другом. Познание души исцеляет материальную оболочку, а познание своей собственной природы освобождает душу от земного и низменного. На протяжении всей истории шаман всегда был не только наиболее мудрым и почитаемым человеком, но и лучшим специалистом в искусстве врачевания. И сейчас в дальних селениях, куда добираться медику нужно не один день, шаман являлся «скорой помощью» при любых болезнях и недугах. Вообще любые целительские практики шамана четко подразделяются на ритуальные действия, называемые камланием (от тюркского «кам» — служитель культа), и непосредственно врачевание. Целительские камлания делятся на две группы: изгнание духа болезни (т.е. устранение негативного энергетического воздействия) и поиск потерянной души или ее части (т.е. восстановление разрушенной энергетической целостности). Первый вид целительского камлания подразумевает нахождение вторгшейся извне вредной силы и ее перемещение в какой-либо другой объект. Вид вторгшегося духа и способ его изгнания определяются наложением рук, предсказанием, проговариванием имен духов или в трансе. Эти процедуры подразумевают легкую степень транса. Когда причина болезни определена (т.е. дух болезни локализован в определенном месте), шаман приступает к изгнанию болезни из тела пациента. Оно может проводиться через высасывание или выкуривание болезнетворных сил, через запугивание духа болезни угрозами и щипками, через выманивание его на заранее приготовленную приманку. После таких действий применяется традиционное окуривание табаком, полынью или можжевельником. Изгнание духа болезни используемся при большинстве заболеваний, особенно — при психических нарушениях. По взгляду шаманской целительской системы любое лечебное действо без предварительного камлания будет безрезультатным. Вначале должна быть (через транс) уничтожена сама суть болезни, а только потом лечится конкретное физическое нарушение. После проведения лечебных камланий следует обычно знахарская работа. Она в практике шаманов весьма разнообразна. Сюда включаются элементы таких современных направлений традиционной медицины как фито- и зоотерапия, музыкотерапия и лечение словом, ароматерапия, аромамассаж, психотерапия и духовное целительство. Сама концепция шаманского врачевания весьма самобытна, ее воззрения, приемы работы заметно отличаются от других известных направлений и методик. В шаманизме все заболевания человека подразделяются на болезни жары (от избытка духов огня), заболевания холода (от избытка духов льда) и болезни влаги (от избытка духов пара). Эти три вида недугов определяются сочетание, десятков всевозможных симптомов. Причем одна и та же болезнь (в зависимости от конкретного пациента) может относиться к разным типам заболеваний: соответственно лечиться по-разному. По разделению болезней и подходу к их определению и лечению шаманские целительские практики несколько напоминают индийскую Аюрведу и методики тибетской народной медицины. 4. Хилеры – представители народной медицины Филиппин. История народной медицины Филиппин имеет тысячелетние традиции. Именно здесь зародилась хирургия, уникальная по своей направленности и исполнению. Хилерство - проведение хирургических операций без применения специальных инструментов , анестезирующих и антисептических средств. Долгие годы хилерство считалось шарлатанством, аферой, где на больных людях недобропорядочные фокусники зарабатывали баснословные деньги. Филиппинские хилеры вопреки бытующему мнению люди далеко не богатые. Большинство их пациентов — жители окрестных деревень, способные давать целителю лишь мизерную плату. Более того многих хилеры лечат просто даром. Впервые упоминания о филиппинских хилерах появились в нашей стране лет тридцать назад. Тогда хирургические операции без скальпеля казались настолько нереальными, что официальная медицина и научный мир в целом даже не считали нужным комментировать это явление, считали это не такой уж удачной репортерской «уткой». С тех пор многое изменилось, классическая и традиционная медицина сделали уже не один шаг навстречу друг другу Не осталось в стороне от внимания медиков и хилерство, которому было посвящено немало публикаций, передач на радио и телевидении. Теоретической основой метода является модель измененных состояний сознания как динамического изменения профиля функциональной асимметрии полушарий головного мозга. При вхождении в такие состояния последовательность сдвигов функциональной асимметрии полушарий противоположна началам ее формирования в процессе возрастного развития (т.н. физиологическая возрастная регрессия). Тем самым достигаются состояния сознания, характеризующиеся повышенной обучаемостью (сенситивностью) и способствующие трансформации индивидуального опыта. Фактической основой метода является использование набора дыхательных релаксационных упражнений, а также упражнений для концентрации внимания и осознавания образов, формируемых в подсознании. Если же говорить о результатах лечения, — они действительно удивляют. Не зря хилеров посещают больные практически со всего света, из США и Канады, Германии и Бельгии, Японии и Англии, Словакии и Скандинавии. Следует отметить, что в последнее время все большим количеством пациентов становятся сами врачи, ранее вообще не верившие в существование хилерства как такового. И результаты их лечения не менее впечатлительны. Зафиксировано множество случаев излечения от различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, от болезней мочеполовой сферы, опорно-двигательного аппарата, от онкологии на ранних стадиях развития и др. Подаются умелым рукам хилеров и болезни, не требующие, как мы считаем, прямого хирургического вмешательства: туберкулез, астма, мигрень, варикозное расширение вен. Все чаще Филиппины стали посещать люди просто с оздоровительной целью. И в этом еще одна загадка хилеров. 5. Лечение наложением рук. Наложение рук. Данное направление в целительстве было известно с древнейших времен. Упоминание о лечении наложением рук доходят до нас из глубин веков. Так, из древнеегипетского медицинского трактата «Папирус Эбера» следует, что уже в XVI в. До н.э. в Египте одним из лечебных методов являлось возложение рук жреца на голову больного. Немало описаний применения целебного возложения рук можно найти в Библии. Католическая церковь причислила к лику святых целителей, лечивших возложением рук. Чем же можно объяснить эффективность этого метода? Однозначного ответа тут нет, но чаще всего объяснение сводится к основным трем направлениям: — исцелению по вере; — возможностью биоэнергетического воздействия; — использованию высокоментальных техник метафизической терапии. Приверженцы первого направления считают, что методу возложения могут поддаваться лишь заболевания, носящие психогенный характер, при этом достигаемые результаты не больше тех, которые при благоприятных обстоятельствах могли быть получены путем психического лечения, внушения или гипноза. В этом смысле служители культа всегда были прекрасными психологами и психотерапевтами, умеющими создавать необходимые условия для лечения. Больной являлся в священное место уже подготовленным к восприятию внушения благодаря своей вере в могущество божества. Здесь его вера в лечение еще более укреплялась за счет создаваемой обстановки (музыки, молитв, созерцания лика святых и благодарственных табличек, на которых написаны случаи исцеления). Воздействие ритуальной атрибутики в сочетании с верой и создавало необходимый терапевтический эффект. Следует отметить, что чаще всего наложение рук органично сочетается со второй интерпретацией такого воздействия — биоэнергетического. Отдельными исследованиями было замечено также, что наложение ладони успокаивает, а прикосновение разведенными пальцами возбуждает Для лечебной практики большое значение имел, например, жест правой руки, известный среди целителей как «меч архангела Михаила». Он образуется сложенными в щепоть пальцами правой руки, которой верующие осеняют себя. Считается, что образующийся при этом луч энергии входит в пространство, ограниченное большим и указательным пальцами, а выходит через отверстие, образованное согнутым мизинцем. При осенении крестом невидимый луч поражает вредоносные энергетические образования. Несомненно, что в древности знали и умели использовать энергетическую силу рук, а сам метод лечения наложением рук был достаточно эффективен. Вероятно, тогда человек был ближе к природе, а целители знали методы и приемы, утраченные последующими поколениями. Приверженцы третьего направления метода возложения рук (в основном это парапсихологи и экстрасенсы) относят вышеприведенные техники больше к ментальным. Простое же наложение рук с целью только энергетического воздействия они называют «формальным наложением», обшедоступной методикой чисто физического уровня, абсолютно лишенной метафизической составляющей. Эффективность воздействия такого наложения (возможно в сочетании с верой) они объясняют наличием в ладонях человека меридианов. Накладывая ладони на тело, мы как бы подключаем эти меридианы к точке приложения. При этом под ладонями почти всегда оказываются какие-либо из четырнадцати существующих основных Инь-Ян меридианов тела. Если в этих меридианах ощущается недостаток тех энергий, которые присутствуют на ладонях, то достигается положительный эффект, если избыток, то улучшения не наступает. 6. Выкатывание – метод действительно народный. Одним из множества существующих методов народного целительства является выкатывание. Метод является действительно народным, поскольку использовался не только знахарями и бабками, но и широко практиковался самим народом. В нем нет тайн, и он не требует специальных знаний, поэтому повсеместно передавался из уст в уста, из поколения в поколение. Благодаря этому он дошел до нас именно таким, каким использовался в течение многих веков. Объяснить целебное воздействие выкатывания с точки зрения науки очень сложно. Скорее всего именно поэтому оно — столь простое и в то же время эффективное — не отражено как-либо в современной медицине. Приверженцы биоэнергетики возможно, найдут в этом методе энергетическое воздействие биополем, психологи — объяснят психотерапевтическим воздействие и силой веры, парапсихологи сошлются на вмешательство космических cил добра, на энергетику хлеба или нечто в этом роде. Естественно, свою точку зрения будут иметь представители церкви. Следует заметить, что данный метод не антагонистичен христианству, тем более, что им пользовались многие славянские священнослужители. Надо также сказать, что наибольшую эффективность метод оказывает именно при лечении искренне верующих людей. Существует несколько разновидностей выкатывания. Наиболее распространенным из них является выкатывание хлебом (или тестом). Вот как (обобщенно) оно проводится. Из цельного хлеба вынимается крупный мякиш и кладется в чашку (лучше фарфоровую) с водой. Затем размокший хлеб сминается в ком. Во время этого процесса читается молитва Богородице о заживлении ран. Только после этого получившимся комом начинают катать по больным местам пациента. При этом также произносят заговоры на определенную болезнь. Совершив указанные обрядовые действия, ком хлеба, впитавший в себя болезни человека, обычно отдают собаке, бросив его через левое плечо больного, чтобы она не заболела, ее после кома кормят пыреем и дают как можно больше воды. Сам же больной должен спокойно полежать несколько минут. Может показаться парадоксальным, но по дошедшим до нас свидетельствам таким способом вылечивались самые различные болезни, вплоть до язв и гангрен. Надо сказать, что заговоры и причитания, сопровождающие и другие обряды целительства, являются настоящей историей. Это один из наиболее древних способов оказания помощи заболевшему человеку. Способ, который хотя и не поддается строгому научному объяснению, все же не потерял своей актуальности и по сей день. 7. Зоотерапия. Зоотерапия – одно из направлений традиционной медицины, использующее в своей лечебной практике общение с животными. Зарождение этой методики уходит своими корнями в глубокую древность. О ней неоднократно упоминали в своих трудах знаменитый Авиценна и средневековый врач Амирдовлат Амасиаци. Эта методика была популярна в Европе и в XVII— веках, о чем повествуют нам портреты дам из высшего света, которых «укрывают» (как оказалось, с лечебными целями) различные экзотические зверьки.Популярным было лечение с помощью животных и на Руси. В старинк шкурой медведя успешно лечили заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно спины, для избавления от различных недугов часто использовалась шкурка (или мех) зайца. На Востоке не менее популярными были шкуры верблюда и овцы. Зоотерапия продолжает развиваться и в настоящее время, постепнно получая научное обоснование. Она признана практически во всем мире. Всю современную зоотерапию можно условно подразделить на несколько направлений: — использование продуктов жизнедеятельности животных; — употребление в еду животных или их отдельные органы с лечебными целями; — визуальное наблюдение за животными; — общение и тактильный контакт с ними. Издавна в народе была известна польза от всевозможных продуктов жизненедеятельности различных представителей фауны. Так, не приходится много говорить о пользе меда, маточном молочке, перге, пчелином яде и др. продуктов жизнедеятельности пчелы, широко применяемых в питании, косметологии и приготовлении медицинских препаратов. Столь же известно использование яда змей и некоторых других пресмыкающихся и земноводных. К продуктам жизнедеятельности животных, видимо, следует отнести яд, поступающий в организм человека с укусами пчел. Этот метод терапии нашел свое широкое применение в апитерапии и апипунктуре. Не менее популярно аналогичное использование пиявок в гирудотерапии. Наши предки очень часто с лечебными целями использовали в еду мясо определенных животных или их отдельные органы. Что-то можно отнести поверьям, над чем-то можно задуматься. К примеру, аборигены сельвы Амазонки считают, чтобы стать ловким и быстры надо съесть мозг обезьяны, отдельные африканские племена для большей мудрости и увеличения силы лакомятся мясом змеи. Хотя действительно, некоторые органы животных (мозг, сердце, печень) рекомендуются врачами при определенных заболеваниях. В свое время считалось полезным применение в лечебных целях различных насекомых (современный термин этого направления — энтомотерапия). Теперь это направление зоотерапии практически предано забвению. Использованием животных в еду и продуктов их жизнедеятельности далеко не ограничивается зоотерапия. Более того, наблюдение за животными и тактильный контакт с ними — более известны широким слоям населения. Разглядывание животных является прекрасным психотерапевтическим приемом, особенно для детей. Еще больший эффект, как для детей, так и взрослых, дает непосредственное общение с животными и тактильный контакт с ними. Это не только приносит человеку радость, но и снимает отрицательные эмоции, благотворно воздействует на все системы организма и его психику. В настоящее время получило широкое признание такое направление зоотерапии, как иппотерапия — лечебная езда на лошадях. Это терапевтическое направление прекрасно зарекомендовало себя в лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, ряда женских болезней. Но особенно благотворно оно сказывается на детях. С помощью иппотерапии у них с успехом лечатся различные соматические и психосоматические заболевания, отклонения в физическом и умственном развитии возможные психические нарушения и расстройства. Ей поддаются даже такие недуги, как болезнь Дауна, детский церебральный паралич и др. Общепризнанна во всем мире дельфинотерапия, использование которой весьма эффективно при отклонениях в гормональных, иммунных и обменных процессах. Она хорошо сказывается также на детях с пониженным умственным и речевым развитием, с тугоухостью, с ДЦП, прекрасно снимает нервные стрессы, улучшает контактность с окружающими, восстанавливает функции мозга и центральной нервной системы. Сейчас очень популярны у нас в стране кинология и фелинология, благоприятствующие развитию терапии посредством домашних собак и кошек С их помощью успешно лечатся болезни сердечно-сосудистой системы (нормализуются сердечные ритмы, артериальное, глазное и внутричерепное давление), глаз, отдельных органов (в частности, печени). Такая терапия приемлема при психических и психосоматических расстройствах, постстрессовых и постинфарктных состояниях, при различного вида иммунодефицитах. Констатируя факты исцеления посредством животных от душевных и физических недугов, люди, как правило, не вдаются в подробности механизма этого процесса, который, как было выявлено, основан на принципе прямой и обратной связи человека и животного. У каждого животного имеется свой способ энергетического взаимодействия с человеком. Принцип прямой и обратной связи основан на животной индивидуализации — способности одомашниваться, т.е. развития у животных механизма запечатления человека-хозяина. Одомашниваться способны лишь те животные, которые имеют центр запечатления (у человека он соответствует импульсному кольцу). Повинуясь энергии Любви-Мудрости, собаки в возрасте 3—4 месяцев запечатлевают человека своим хозяином, т.е. с помощью своего центра запечатления «повисают» на его импульсном кольце. Отныне всю свою жизнь и судьбу они отдают во власть этого человека, перекрывая собой каналы энергетического вампиризма, направленные на хозяина. Неперекрытые каналы вызывают у человека болезнь, но прежде него заболевает собака. Кошка, в отличие от собаки, живет в энергиях Активного Разума. Она не жертвует собой, как собака, закрывая хозяина на всех планах от бед и невзгод. Кошка запечатлевает и привязывается не только и не столько к хозяину, сколько к месту его проживания. Она как бы «пылесосит» всю негативную энергоинформацию с человека, членов его семьи и всего дома, отсылает обратно, защищая тем самым хозяина и «свой» дом от вредных воздействий. Ленивая, вечно сонная кошка — это показатель того, что в доме очень благополучно: кошка «объелась» негативной энергией и уже не справляется с ее обратной транспортировкой. Интересное и самобытное направление традиционной медицины — зоотерапия, дошедшая до нас из древности, и сейчас не потеряла своей актуальности. Основываясь на достижениях современной науки, правильном понимании взаимодействия человека и животного (на принципах прямой и обрати связи), она с успехом помогает людям избавиться от многих душевных, физических недугов. 8. Фитотерапия. Это основное базовое направление традиционной медицины. Она существует как самостоятельная классическая медицина, а также является неотъемлемой частью целого ряда методик и направлений, таких как гомеопатия, ароматерапия, аромамассаж, аэрофитотерапия, друидо- и дендротерапия, этническое травничество и мн. др. В классической медицине считается, что лечебное действие лекарственных растений, применяемых в настоящее время, связано с наличием в них биологически активных веществ, которые при поступлении в организм человека определяют тот или иной физиологический эффект. Эти действующие вещества имеют разнообразный состав и относятся к различным классам химических соединений. Биологически активные используются в чистом виде или химически синтезируются только для нужд классической медицины. В традиционной медицине применяются только естественные биологически активные вещества, а в большинстве случаев сочетание нескольких таких веществ или даже растений. В результате чего происходит потенцирование действия. Фитотерапия является основополагающим базисом для большинства направлений как традиционной, так и ортодоксальной медицины. Общепризнанной родоначальницей фитотерапевтического направления считается традиционная китайская медицина. Где-то на рубеже нового летоисчисления в Китае вышла и первая фармацевтическая книга «Трактат о древесных и растительных лекарствах» Шень-Нун. В ней описано свыше 300 лекарственных растений и подробно даны разъяснения об их действии на больной организм. Экспериментальные работы современных фармакологов, особенно японских, показали, что приведенные в этой древней книге растения действительно обладают выраженным фармакодинамическим и лечебным действиями, поэтому этот труд можно с полным основанием считать первым крупным официальным изданием, посвященным фитотерапии. Китайская фитотерапия ориентирована на упорядочение многообразных отношений человека с природой, на сбалансированность в его организме двух противоположных начал жизненной энергии — Инь и Ян. Подход в использовании лекарственных растений фитотерапевтами Китая рассматривается не только с точки зрения химического состава, сообщения Инь и Ян, вкуса, но и с точки зрения сложного энергетического баланса растения. Ряд других школ (особенно восточных), основывающихся на энергетическом аспекте растений, в основном используют те же принципы подбора и подготовки фиторецептов. История тибетской медицины (в т.ч. фитотерапии) неразрывно связана с историей региона и превалирующей направленностью в религии различных периодов. Поэтому ей присущи характерные черты китайской, индийской и арабской медицины В тибетской фитотерапии большое значение придается вкусу растения, его внешнему виду (цвету, форме и т.д.) и проводятся аналогии этих данных с человеком. Так, если, к примеру, семена пастушьей сумки похожи на маленькие сердечки, считается, что они скорее всего должны помогать при заболеваниях сердца, если цветок желтого цвета, он наверняка обладает желчегонным действием. Кора и луб сравниваются с кожей, древесина — с костями, а узлы — с сухожилиями. Тибетская медицина даже женьшень по внешнему виду подразделяет на мужской и женский. Но основное значение все-таки отдается вкусу. Свойства лекарственных растений, их так называемая сила характеризуется вкусом (с убыванием этой силы) от сладкого до вяжущего. Согласно трактату «Вайдурья-онбо» болезни ветра лечатся лекарствами со сладким, кислым и соленым вкусами, слизи — жгучим, кислым и соленым, а желчи — горьким, сладким и вяжущим. 9.Минералотерапия Минералотерапия — одно из наиболее развитых и известных направлений традиционной медицины. Многие ее отождествляют с литотерапией, однако последняя обозначает лишь использование в терапевтических целях камней, в то же время термин «минералотерапия» более обширен и включает в себя еще целый ряд не менее эффективных методик. Литотерапия. Многие тысячелетия камень был не только предметом красоты и гармонии, могучим талисманом, но и незаменимым лекарством при самых серьезных недугах. Это хорошо знали и использовали врачи древности и средневековья, прописывая сложные рецепты с использованием различных камней (как драгоценных, так и более распространенных). Древнеиндийские врачеватели считали также, что благородные камни конденсируют космическую энергию, а затем излучают ее сами, оказывая при этом благотворный эффект. Болезнь, по их мнению, связана с отсутствием резонанса вибрации тканей человеческого организма и соответствующего космического излучения. Следует отметить, что последние научные изыскания в этом направлении |во многом подтверждают мнения древних целителей. Современная литотерапия с применением благородных камней обычно практикуется в комплексе с металлотерапией, диетотерапией, гомеопатией, рефлексотерапией, цветолечением и другими методиками традиционной медицины. Весьма эффективный метод литотерапии — облучение определенных зон кожной поверхности и точек акупунктуры минералами, специфичными для конкретного заболевания. Одной из разновидностей литотерапии является ношение украшений, специально подобранных врачом индивидуально для каждого пациента. Кристаллотерапия — менее известное направление минералотерапии. Она заключается в применении кристаллов для энергетического воздействия на организм. В этом случае кристаллы являются своеобразными концентраторами и проводниками энергии. Одни целители используют в данном методе космическую энергию, другие — биоэнергетические возможности своего организма. Глинолечение — одно из ведущих направлений курортологии. Его можно смело отнести к минералотерапии, поскольку глина — это осадочная порода, состоящая в основном из глинистых минералов О полезных свойствах глины людям известно с древнейших времен. В частности, об использовании ее в лечебных процедурах до нас доносят письменные источники Древнего Египта За последние годы глинолечение получило в нашей стране должное признание и сейчас очень широко используется в больницах, клиниках, салонах красоты. Кремневая терапия — новое, развивающееся направление минералотерапии, хотя оно тоже практикуется с незапамятных времен. Например, настаивание воды на минералах является известным методом аюрведической медицины. В общем-то, сравнительно недавно выяснилось, что наилучшим качеством для этих целей является кремень, который прекрасно активирует воду, заряжает ее положительной энергией. Вода после такой процедуры становится совершенно чистой, практически не портится и приобретает уникальные лечебные свойства жидкого кристалла. В традиционной, народной медицине все представления, кажущиеся нам достаточно абстрактными, находят свое выражение на уровне конкретных методик, определенных медицинских практик, которые немыслимы без этих теорий. Наступает момент, когда эта медицинская традиция встречается с современной научной медициной. IV. Взаимодействие между народной, традиционной и научной медициной. Многотысячелетняя традиция дает знание неизмеримо более сложное, чем современная наука, в котором вербальный и невербальный компоненты хорошо уравновешены, и когда логика собственного развития заставляет науку к этому знанию обратиться, ей неизбежно приходится задуматься о своей собственной соизмеримости с тем, что она делает объектом своего изучения, о собственных принципах оперирования со знанием, об отнюдь не нейтральном характере знания по отношению к личности, о неустранимости субъективно-личностных компонентов не только из процесса познания, но и из его результата — из состава самого знания, а следовательно, и из состава мира. Научное взаимодействие между народной, традиционной и научной медициной открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и предупреждения болезней методами, сообразными с природой, не нарушающие взаимодействия человека с окружающим миром. У каждой медали две стороны. Когда речь идет о лечебном применении средств народной медицины, следует твердо помнить: любое самолечение при серьезных заболеваниях — это всегда сомнительный и опасный эксперимент над самим собой. Применение только одних методов традиционной медицины не всегда дает желаемый результат, а в некоторых случаях теряется напрасно драгоценное время, необходимое для назначения более эффективного лечения. Поэтому противопоставлять или отвергать одни методы лечения в угоду другим нельзя. Народная медицина со своими традициями и современная медицина имеют между собой много общего, приобретенного из вековой практики человечества. Врачебная практика подтверждает, что рациональное их сочетание расширяет показания для применения способов традиционной медицины и вместе с этим улучшает терапевтический эффект при назначении малых доз синтетических лекарственных препаратов. С интенсивным развитием химии появилась возможность выделить из природного сырья чистые вещества и их комплексы, которые и послужили основой первых природных лекарственных препаратов. Как всякая новинка, войдя в моду, они отодвинули на второй план растительные препараты и вскоре возобладали в медицинской практике. Этот процесс продолжается и в наше время — идет массированный синтез новых лекарственных препаратов и выделение действенных начал из лекарственного сырья. Казалось бы, лекарственным средствам природного происхождения только и остается медленная, но верная утрата прежней славы и значения. Ради сиюминутного эффекта была забыта главная заповедь медицины —не навреди. Отвергнув около ста лет назад тысячелетний опыт народной медицины, человечество спешно обращается теперь к этим сокровенным знаниям, понимая, что жить в тесном единении с Природой — значит разумно использовать то, что она дает. И вот мы снова начинаем избавляться от насморка, вдыхая пары травяного отвара, стимулируем кровообращение с помощью горячих ножных ванн, а перед сном пьем успокаивающий настой из трав. И при этом обнаруживаем, что все не только помогает, доставляет удовольствие, но и вызывает наш интерес. В конце концов, речь идет о нашем организме, его здоровье и о собственной заботе о нем. V. Литература. 1. Глазырина И.П. Эта разная медицина // М. «Знание», 1992г. 2. Данников Н.И. 1000 рецептов народной медицины // М. «Рипол Классик», 1997г. 3. Ибрагимова В.С. Китайская медицина. Методы диагностики и лечения// Москва,1994г. 4. Лисицын Ю.П. История медицины // «ГЭОТАР-МТД», 2004Г. 5. Минеев Е.Н. Энциклопедия народной традиционной медицины // М. «Сопричастность», 2002г. 6.Молодцова Е.Н. Традиционные знания и современная наука о человеке // ТОО «Янус», 1996г. |
[каталог] [статьи] [доска объявлений] [обратная связь] |